Кандидат педагогических
наук А.В. Маслюков
Сургутский государственный университет, Сургут
Достижение
высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует
постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одно из
наиболее перспективных направлений технической подготовки
высококвалифицированных спортсменов - совершенствование координационных
способностей (КС).
Техническая
подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, КС движений
и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам.
Большинство этих аспектов, за исключением совершенствования КС, получило
широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы
тренеров. Вместе с тем хоккей с шайбой, как один из сложнокоординационных видов
спорта, нуждается в целенаправленном развитии различных видов КС.
Анализ
имеющейся в нашем распоряжении научно-методической литературы показал, что
проблема развития КС у детей, занимающихся хоккеем с шайбой, на данный момент
остается малоизученной. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены
особенности проявления специальных КС спортсменов. В большинстве работ
предлагаемые средства и методы развития даются без учета индивидуальных
особенностей человека, обусловленных спецификой вида спорта.
До
сих пор закономерности формирования КС в процессе тренировки изучены еще далеко
не полностью. В практике работы тренеров по хоккею отсутствует обоснованная
программа развития и совершенствования КС. Это приводит к тому, что
спортсменами при совершенствовании технического мастерства используются
неадекватные методические приемы, что в значительной мере снижает эффективность
тренировочного процесса.
Все
это послужило основанием для поиска путей целенаправленного подхода к решению
задач, связанных с совершенствованием КС, необходимых для повышения
эффективности технического мастерства спортсменов.
Как
известно, игровая деятельность в хоккее с шайбой отличается многообразием и
сложностью движений циклического и ациклического характера. Эти движения
выполняются в самых разнообразных сочетаниях, проявляясь в сложной
координационной согласованности определенных частей тела: одновременное и
последовательное сочетание разнохарактерных действий с ведением шайбы и без нее
с максимальной быстротой и на максимальной скорости передвижения; специфичные
исходные и промежуточные положения тела, непрерывная, быстрая смена игровых
ситуаций, непосредственный контакт с противником - все это требует высокого
уровня координационных возможностей спортсмена, проявляемых в игре и являющихся
основой технико-тактических действий хоккеиста.
Недостаточная
теоретическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на
практической стороне проблемы. В специальной литературе отсутствуют полные
научно обоснованные практические рекомендации, связанные с развитием ловкости,
КС.
КС
в хоккее с шайбой занимают особое положение. Этот сложный комплекс способностей
имеет самые многообразные связи с остальными физическими качествами и
двигательными навыками.
Важной
предпосылкой развития КС является запас движений. Каждое изучаемое движение
частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания,
которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и
образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа
двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условнорефлекторных
связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист, тем легче он
усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим
условиям.
В
свою очередь, хорошо развитые КС способствуют развитию навыков, при этом время
их формирования существенно сокращается.
По
мнению И.И.Сулейманова с соавт. [4] , в порядке их значимости в хоккее важны
следующие КС:
1.
Ориентационная способность.
2.
Дифференцировочная способность.
3.
Способность к равновесию.
4.
Реагирующая способность.
5.
Способность к перестроению движений.
6.
Ритмическая способность.
На
начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке,
направленной на овладение разнообразными КС. Техническую подготовку юных
хоккеистов всегда следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития
физических качеств.
При
совершенствовании КС следует приучать хоккеистов действовать наиболее
целесообразно в различных ситуациях. В связи с этим уже в возрасте 7-8 лет
большое значение приобретают эстафеты с преодолением разнообразных препятствий.
Препятствия подбираются с учетом подготовленности и возраста хоккеистов.
Задания не должны быть очень легкими (иначе ребята потеряют интерес) или
слишком сложными. Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность их
преодоления тоже изменяется, действия усложняются дополнительными заданиями
[3].
Для
совершенствования КС в тренировку юных хоккеистов должны входить элементы из
различных видов спорта: гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и
спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим,
сообразовывая их с действиями прочих занимающихся [1].
Совершенствуя
КС, юные хоккеисты получают представление об основных компонентах всякого
движения - направлении, амплитуде, напряжении, ритме - и приучаются сознательно
управлять движениями своего тела.
Акробатические
упражнения разносторонне влияют на организм юных хоккеистов, но особенное их
значение заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью
этих упражнений наиболее эффективно развиваются способность ребенка
ориентироваться в пространстве, чувство равновесия. Умение сохранять равновесие
очень важно для овладения техникой катания на коньках и успешного выполнения
всех технико-тактических действий в процессе игры (быстрое перемещение, силовые
единоборства в самых различных и необычных положениях, быстрая смена положений,
уменьшение площади опоры и т.п.).
Для
того чтобы поддерживать равновесие своего тела, юным хоккеистам нужно развивать
статическую и динамическую координацию с помощью специально подобранных с этой
целью упражнений. Упражнения на равновесие способствуют развитию координации,
владению собой, выдержке, смелости, помогают ориентироваться в пространстве.
Основное
внимание при обучении бегу обращается на свободу движений, непринужденность
бега, правильную осанку. Затем, продолжая работу над воспитанием свободного и
легкого бега, следует обучить хоккеистов ставить ногу с передней части стопы,
бежать ритмично. Далее переходят к обучению быстрому бегу с высоким подниманием
бедра, умению преодолевать различные препятствия во время бега [2].
В
тренировочном процессе хоккеистов прыжки являются естественным видом упражнений
для развития КС. Они характеризуются кратковременными, но сильными мышечными
напряжениями, помогают концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в
пространстве, развивают координацию движений, глазомер, содействуют развитию
быстроты, ловкости, смелости. Прыжковые упражнения также оказывают
положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других
систем организма. Прыжки можно разделить на прыжки в высоту, в длину, со
скакалкой и прыжки с высоты. Прыжки со скакалкой и прыжки с высоты являются
подготовительными к прыжкам в высоту и в длину.
В
младшем школьном возрасте ставится задача научить детей правильно, метко и
далеко метать малые мячи и другие мелкие предметы. При последовательном и
правильном применении упражнений, связанных с метанием различных предметов,
можно положительно влиять на развитие нервно-мышечного и связочного аппарата не
только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом.
Метание вырабатывает точные, согласованные движения кисти, предплечья, плеча,
плечевого пояса, ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерять свои
усилия. Это имеет большое значение в формировании технико-тактических приемов
хоккеиста.
Упражнения
в лазанье и перелезании способствуют развитию силы мышц (особенно мышц верхних
конечностей и плечевого пояса), ловкости, координации движений, выносливости и,
кроме того, имеют непосредственно прикладное значение.
Упражнения
с набивными мячами состоят в основном из перекладывания, передач, бросков,
ловли мяча, дополняемых различными элементарными движениями (наклонами,
поворотами, приседаниями и др.).
Упражнения
в висах и упорах помогают совершенствовать способность к ориентированию в
пространстве при необычных положениях тела, воспитанию ловкости, гибкости, силы
рук, плечевого пояса и туловища.
Игры
в совершенствовании КС хоккеистов занимают особое место. Систематическое
проведение различных игр позволяет развивать одновременно несколько качеств.
Развитие
и совершенствование КС - важная предпосылка совершенствования техники хоккея.
Передвижение
на коньках - сложный и в координационном плане вид движения.
Хоккеист
во время бега находится в посадке - специфическом для игры положении тела.
Посадка хоккеиста должна способствовать устойчивому положению спортсмена на
льду, создавать оптимальные условия для отталкивания и вместе с тем -
обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля [5].
Во
время бега на коньках каждая нога последовательно проходит следующие фазы
движения: отталкивание (назад-в сторону), подведение, мах вперед-в сторону,
постановку конька на лед и скольжение (одноопорное и двухопорное).
Бег
на коньках - неестественный вид движения, и организм человека, особенно
ребенка, не приспособлен к его выполнению без предварительной подготовки. В
связи с этим формирование правильного навыка передвижения на коньках
предусматривает использование целой системы подготовительных и специальных
упражнений.
На
этапе первоначального изучения соблюдается определенная последовательность
приемов обучения: рассказ, показ, анализ техники выполнения приема,
практическое апробирование 3 - 4 раза, исправление ошибок, закрепление
разучиваемого технического приема в специфических условиях.
Развитие КС юных хоккеистов - сложный, многогранный и
длительный процесс. Большинство вопросов, связанных с совершенствованием КС у
хоккеистов на начальном этапе тренировки, малоизучены и требуют
экспериментальных исследований.